В Афинах прошла выставка замечательного русского художника Виктора Христанова

 

Марина КУЗЬМИДИ ("Афины-пресс" №12 от 23 марта)

 

Несколько дней не смолкали голоса в небольшом, уютном особнячке, в центре Калифеи. То и дело русская речь, смешиваясь с греческой, прерывалась восторженными восклицаниями на обоих языках. В муниципальном выставочном зале «София Ласкариду», подаренном экс-президентом Костасом Стефанополусом районной мэрии в 2001 году, прошла персональная выставка картин замечательного русского художника Виктора Христанова.

Родился художник в 1955 году в небольшой деревушке Тверской области. Отец работал в колхозе, много и часто болел, мать была почтальонкой. Навсегда она осталась в памяти сына невысокой, хрупкой женщиной с огромной черной сумкой, полной не только газетами и журналами, но и покупками для немощных односельчан. Практически все хозяйство оставалось на мальчика, родители были целыми днями на работе. Нужно было наносить воды, накормить уток и кур, прополоть грядки, а по вечерам, когда были сделаны уроки, Витя раскладывал на столе бумагу, карандаши и самозабвенно отдавался своему самому любимому занятию – рисованию, которое позже станет главным делом его жизни.

Но это будет позже, а в конце семидесятых Виктор закончил десятилетку, отслужил армию в танковых войсках, получил красный диплом об окончании политехникума в Торжке, и был распределен на работу, в Москву.

Говорят, что все причудливые повороты судьбы происходят с нами по предначертанию сверху. Мог ли подумать молодой специалист Христанов, что именно в столице жизнь сведет его с Петром Решетниковым, знаменитым мастером живописи, заслуженным художником России. Петр Решетников был просто поражен незаурядным талантом молодого человека, который никогда специально не учился рисованию. Об этом ему оставалось тогда только мечтать.

Маститый Решетников и молодой Христанов очень подружились. Они часто выезжали на совместные этюды, много писали с натуры, Виктор с жадностью постигал все тонкости мастерства, набирался опыта, как губка, впитывал все уроки наставника. Уже в 1985 году он принял участие в выставке молодых художников Москвы. Его работы, настолько яркие, незабываемые, не могли остаться незамеченными. Предложения посыпались, как звездный дождь.

Виктор Христанов стал членом Творческого Союза художников России и через несколько лет членом Международной Федерации художников (ЮНЕСКО). С 1999 года проведено более десяти персональных выставок в России, Китае, Нидерландах, Словакии, Венгрии и, наконец, Греции. Об Афинах у художника осталось благоприятное впечатление. Он побывал в музеях, осмотрел достопримечательности города.

«Я – Близнец по гороскопу. Мне надо делать несколько дел одновременно!» - говорит, улыбаясь, Виктор. Несмотря на занятость на выставке, им было написано 2 прекрасных этюда, один из которых получил название «Вид на Афины». Ничто не скрылось от чуткого ока его творческой натуры. Кроме этих своих последних работ, мастер сделал множество чудесных фотоснимков, запечатлев на них сценки, подсмотренные то у подножия Акрополя, то на маленьких улочках Плаки: вот стайка весело щебечущих девушек, вот огромная дворняга, разнежившись на весеннем солнцепеке, лениво приоткрыла один глаз, вот смеющаяся детвора с разноцветными бумажными змеями по случаю праздника…

«Вообще-то, я не сторонник городов, - говорит Виктор Христанов. - Можно даже сказать, что я просто лесной человек! Лес, это то самое место, куда я периодически сбегаю из душной Москвы, чтобы отдохнуть, подзарядиться чистой энергией природы. Просто насладиться кристальным воздухом и неповторимыми лесными звуками».

Именно в лесу художником написаны такие удивительные картины, как «Зимняя сказка», где на первом плане нашему взору предстает маленькая заснеженная елочка, так причудливо освещенная несмелым зимним солнцем, что игра красок действительно кажется сказочной. Или «Парад осени» - редкий для наших краев пейзаж: словно молодые гусары с золотыми эполетами выстроились вдоль лесной тропинки, устланной ковром из багряных листьев, кленовые и осиновые деревца, замерев в своем последнем предзимнем великолепии.

На картинах художника, выполняемых в жанре лирического пейзажа и натюрморта, оживают старинные храмы с золочеными куполами «Под голубыми небесами», «К свету», архитектурные памятники «Архангельский Дворец», пейзажи «Царство белых лилий», «Подсолнухи», забытые уголки России «Старый Торжок»…

Почти с каждой работой связана какая-то интересная история. На одной из московских выставок художника к нему подошел некий представитель дипломатического корпуса Швеции в России и, вежливо представившись, попросил господина Христанова подробнее рассказать о заинтересовавшей его панорамной картине с видом на озеро «Средь мирных вод». Виктор, человек с большим чувством юмора, тут же отвечал, что изобразил здесь храм, где сам Александр Невский венчался, а озеро и есть то самое, где великий полководец бил шведов. Реакция была незамедлительной: пробормотав, что он очень любит и уважает историю, швед тут же купил, приглянувшуюся ему картину.

Вы, наверное, обратили внимание, какие поэтические названия носят работы Виктора Христанова? Словно бесконечно любящий отец, он тщательно подбирает имена всем своим детям. Впрочем, иногда за него это, не менее успешно, делает Его Величество Случай. Работая над очередным пейзажем в глухой деревушке, художник никак не мог отыскать подходящее название для будущей картины. Расположившись в высоченных зарослях травы, он уже делал последние наброски почерневшей крестьянской избы, как вдруг заметил мелькающий по верхушкам пестрый платочек, неумолимо к нему приближающийся. Виктор отложил карандаш и вскоре увидел перед собой крепенькую бабульку, с недовольным взглядом, которая сердитым голосом спросила его: «Чавой-то ты тут делаешь? Неужто не видишь, нету никого! Хозяин-то в городе!». Миролюбиво объяснив бдительной «охраннице», что он просто рисует, художник тут же понял, что нашел то самое название. Новая картина была подписана так: «Хозяин в городе».

Интересный человек, талантливейший художник, истинный самородок России, чьи картины находятся в государственных и частных коллекциях, как в России, так и за рубежом, Виктор Христанов завершил показ своих работ в Греции.

Пожелав всем читателям газеты «Афины-пресс» процветания на греческой земле, художник выразил надежду на то, что эта выставка была только началом долгой дружбы с греческой стороной, и на то, что в свой следующий приезд он увидит в рядах своих почитателей еще больше наших соотечественников, ценителей настоящего искусства.

Ну, а мы, в свою очередь, от души желаем господину Христанову радовать нас, зрителей, своим прекрасным творчеством еще долгие-долгие годы. И, конечно, ждем новой встречи в Афинах, встречи, которая станет еще более плодотворной.