Рецензия к выставке, проходившей в Будапеште
(Российский культурный центр, пр. Андраши,120, апрель 2004г.)
Христанов Виктор Алексеевич родился 08 июня 1955г.
Начал самостоятельно заниматься живописью с 1979 г.
Является членом Красногорского творческого объединения “Лик”.
С 1995 г. член Международного союза художников (IFA) и Союза художников России. Пишет пейзажи и натюрморты.
Его картины можно найти в российских и зарубежных частных коллекциях. Живет и работает в Красногорске.
Для Виктора Алексеевича Христанова самое важное в жизни это живопись. Он очень хорошо пишет. Это относится и к конструкции картин и к технической подготовленности и богатстве выраженных мыслей. Художник осуществляет реалистическую живопись не фотореалистическими способами, а путем представления своего собственного художественного мира на всех картинах.
Выраженные им мысли полны переживаниями, которые создают особую атмосферу, настроение. Его решения отдают напряженность, его картины показывают пережитую реальность: Человек формирует свою судьбу – или же судьба формирует человека?
Вопрос метафизической сложности, так же как вопрос – каким путем может кто-то дойти от лучших традиций средне-русского пейзажа до такого изображения действительности, в котором находится место архитектуре, атрибутам современного мира. А также тишине мельниц. Естественно, выше заданный вопрос нужно считать чисто риторическим, ведь ответ найдем в жизни Христанова, во всем том, что с ним случается, в индивидуальном и общественном прошлом его картин, в годах проведенных им в Красногорске и в полных напряжения картинах изображающих экспрессивно созданные русские пейзажи.
Его картины, графические работы получают от художника расширенные временные и пространственные границы путем использования свойственных ему художественно графических приемов. Эти приемы настолько динамичны, что мы на картинах видим постоянное движение. Художник запечатляет не выделенные моменты, а само движение. Все это он делает быстротой жестов и динамикой кисти. Этим расширяет горизонт картины, так что измерение картины как будто отделяется от плоскости и создает эффект трехмерного зрелища. Несмотря на это желание взрыва, на его картинах царит порядок и единство, они замечательно скомпонированы. Фигуративность еще больше усиливает выраженный картинами смысл. На его замечательно скомпонированных картинах мы увидим здания, события. В 19 веке английские акварелисты использовали здания в своих пейзажах в качестве мотивов, которые должны усилить выразительность пейзажа.
Виктор Христанов делает то же самое. Зрелище на картинах Христанова усиливает лишенная тематики оргия красок и кружение оторвавшихся от мотивов жестов. Художник строит свои картины разными вариациями природы и зданий. Если вы посмотрите на голландские мельницы, на луковицы церквей и на картины с лодкой и водой, то это можно увидеть. У художника над всем царствует зрелище: напряженность его картин зарождается благодаря следам кисти, которые то укрывают, то подчеркивают друг друга. Таким образом, они указывают не на какой-то другой задний мир, а углубляют саму картину – из-за этого появляется кружащаяся как омут сила картин. Такого рода живопись осуществляет излучение, свойственное только художнику силы. Его стихия – это возвышенное психическое состояние создания с помощью красок и форм, которая воплощается быстротой жестов и динамикой следов кисти.
Подтверждением его тематическому богатству могут служить его натюрморты, в которых иногда также появляются здания на фоне. И пока у венгерского художника-пейзажиста имеется свой собственный подсолнечник, так и Христанов имеет свое собственное представление о художественном растении-цветке… Поразительно похожа его картина с радугой на картины венгерских пейзажистов Великой венгерской низменности. Это может быть потому, что Христанов всегда и работает там, где путешествует. Таким образом попали на эту выставку голландские мельницы, пражское еврейское кладбище и переживания последних двух дней: Рыбацкий бастион и Костел короля Мадьяша в Будайской крепости.
В его картинах с интересной поверхностью всегда ощущается материя, таким образом картины действуют на людей не только зрелищем, но и текстурой. У него легкая, широкая кисть, отдельные составляющие форм никогда не случайны. Художник основательно наблюдает функциональные, содержательные, внутренние связи красок и форм. Ощущается, что его занимает проблема света/тени и освещение.
Его рисунки служат доказательством тому, что графическая подготовленность у него также отличная. Его красивые, чистые графические работы – это исходящие от точка-черта-пятно принципа, рисунки высшего художественного качества на уровне живописных работ. Его живопись и графическое творчество не может обойтись без страстей и это подтверждает его чутье к напряжениям внутри зрелища. Это и есть условие творения, создания.
Виктор Христанов это художник, которого выбрала своя профессия потому, что он имеет талант, это художник, который все построил полагаясь на свои силы и таким образом мог стать членом международной ассоциации художников, а также союза художников России. У Христанова сегодняшняя выставка является одной станцией на своем творческом пути, который начался в 1979 г. – ведь, он признанный художник, который постоянно выставляется, имеет бесчисленные персональные и коллективные выставки.
Для него творить и сообщить людям что-то – это образ жизни.
Спасибо ему за эту выставку, которая для всех нас дала удовольствие благодаря чудесным картинам.
Искусствовед Мария Андьял