Очей очарованье
Названия своих выставок Виктор Христанов черпает из поэтических строк. Думаю, это вытекает из эмоционального, лирического настроя его живописи. Неожиданно для себя, очерк о творчестве Виктора Христанова я также назвала известными словами поэта. В них не только отразилось впечатление от картины «Осенним утром», но и мое отношение ко всему творчеству известного художника В. Христанова.
Христанов Виктор Алексеевич родился 8 июня 1955 года.
Живописью стал заниматься с 1979 года.
С 1995 года Член Международной Федерации Художников и Творческого Союза Художников России.
Член творческого объединения «Лик» (г. Красногорск)
Работает в жанре пейзажа и натюрморта. Многие его картины в музеях, галереях и частных коллекциях у нас в стране и за рубежом.
Начиная с 1987 года, участник выставок в Москве (ГВЗ «На Каширке», «Тушино» и т.д.), в г. Красногорске, в 1992 г. в г. Гоирле (Нидерланды).
С 1999 года по 2003 год у художника проходят ежегодно по две- три персональные выставки в Нидерландах и г. Торжке, в Венгрии и Архангельском, в выставочных залах г. Москвы и г. Красногорска, а в 2004 году уже прошли 7 выставок.
Это перечень основных персональных выставок художника, география мест проведения их достаточно обширная. На днях закрылась выставка в Информационном Центре ООН в Москве, и картины вернулись с выставки в мастерскую. Здесь мне удалось их посмотреть и познакомиться с художником. У меня это не первая встреча с творчеством Виктора Христанова. В памяти его работы, которые были на выставке в 2002 году в Выставочном зале в Химках. Тогда к картине «Подснежники» я подходила несколько раз. Лесная чащоба, довольно мрачная, а на продрогшей за зиму земле заголубели подснежники. Изумительная жажда жизни! Картина смотрится как аллегория продолжения жизни на Земле. Это моя любимая картина! Но сколько новых и очень интересных работ появилось у художника за это время!
Виктор Алексеевич недавно возвратился из Венгрии, где с 2 по 12 августа работал на пленэре (единственный из Москвы) в Международной группе из 40 европейских художников. За это время написал 10 работ, 2 из которых оставил на выставке в Венгрии. Как же выразительны эти венгерские пейзажи, написанные мастихином: замок и монастырская площадь города Кестхей на озере Балатон, виноградники, городская роща и замок Будапешта, вид на ресторан Анонимус.
В апреле 2004 года в Венгрии в Российском культурном Центре в Будапеште и городе Сольнок прошла персональная выставка в рамках организованного там Дня России. Ее открыла известнейший европейский искусствовед Мария Андьял, которая не дает согласие открывать вернисаж, если ей художник не интересен. Она великолепно сказала о В. Христанове и в том числе следующее: «Художник осуществляет реалистическую живопись не фотореалистическими способами, а путем представления своего собственного художественного мира на всех картинах. Выраженные мысли полны переживаниями, которые создают особые атмосферу и настроение… его картины показывают пережитую реальность».
Знакомство художника с Нидерландами и голландцев с творчеством Виктора Христанова произошло в 1992 году, когда в г. Гоирле проходила выставка «Русский вернисаж». С тех пор он не однажды работал в Нидерландах на пленэре. На полотнах художника появились живописные голландские мельницы, старинные замки, натюрморты с цветами, старинные улочки написанные кистью и мастихином в реалистической манере. К сожалению, голландская реалистическая школа в стране сегодня частично утрачена на, современные художники пишут в стиле авангарда. Поэтому-то и пришелся по душе голландцам художник В. Христанов, которого они с любовью называют «Руссишь Мондриан». Пит Мондриан нидерландский живописец (1872–1944).
Художники писали букеты и кусты сирени. Известные, например, полотна П. Кончаловского и М. Врубеля… Пышные и красочные! Смотрю на картину В. Христанова «Сирень» - букет сирени на подоконнике, за которым тускловатый день. Картина в нежных, розовато – серо - жемчужных тонах. Вдруг на меня нахлынула грусть. Спрашиваю художника: «Где Вы писали эту картину?» Отвечает: «Это в доме у мамы, когда ее уже не стало. Раньше бывало, если непогода, не иду на этюды, остаюсь дома, пишу, а мама присядет рядом рассказывает что-нибудь… а тут пишу - ее нет». Вот почему у меня появилась грусть. Как же мастерски художник передает свои переживания!
«Золотая осень»! ее воспевали великие русские пейзажисты В. Поленов и И. Левитан и другие. Вообще осень – любимый пейзажный мотив многих русских художников - «Унылая пора…».
У Виктора Христанова на картинах «Осенним утром», «Здесь бродит осень» - осень как дама бальзаковского возраста, пылающая страстью, принарядилась в яркую одежду, забыв о возрасте, последний всплеск эмоций. Заполыхали краски на полотне от желто-охристого до шарлахового и пурпурного. Все оттенки. «Очей очарованье»!
Этюд «Лес осенью» с папоротниками, пылающими желтыми «кострами» уже писал И. Левитан, есть папоротники и у В. Христанова. Казалось, все уже было. Но у художника Виктора Христанова свое видение мира, и он щедро делится с нами впечатлениями, подбирая краски, оттенки, тени и полутени.
С особой трепетной любовью пишет В. Христанов русский пейзаж. Тут милые уголки природы Торжка, где прошло детство и юность Виктора, и где теперь проходят его персональные выставки. На полотнах художника церкви и парки Красногорского края, города в котором художник живет с 1977 года.
Паренек из крестьянкой семьи заканчивает Торжокский политехникум. При распределении студентов на работу присутствует Петр Решетников, который уговаривает молодого специалиста приехать на работу в строительную организацию Подмосковья, а, узнав, что мальчик увлекается рисованием, говорит: «Будем ездить вместе на этюды».
Так началась работа прораба В. Христанова под руководством главного инженера П. Решетникова (в 1994 году Виктор Алексеевич заканчивает Московский инженерно-строительный институт).
Так началась творческая дружба двух художников и наставничество заслуженного художника России П. Решетникова.
Что это - судьба, мистика? Как бы сложилась жизнь паренька из Торжка, если бы не эта встреча, трудно сегодня предполагать? Сильная личность, он, думаю, все равно прожил бы интересную жизнь, возможно, и творческую. Но человеческое счастье встретить на своем пути красивого человека, которого Виктор Алексеевич считает своим учителем! В. Христанов не получил специального художественного образования, он учился у Петра Решетникова и других художников.
Искусствовед Марина Воронова пишет о В. Христанове: «Проникновенно и поэтично художник передает неброскую красоту среднерусской природы с ее теплыми спокойными тонами. Ему важно передать особую глубинную правду жизни, той кровной связи человека с родной землей, без которой гибнут его «корни». Россия, его люди, ее история вот что волнует художника…»
Марина Воронова, арт-директор Творческого объединения «Лик», предложила художнику сделать серию графических работ «Храмы Красногорского края». В. Христанов показал мне эти работы: храмы Николо–Урюпина, Павшина, Архангельского…Графика его изыскана и тонка. Кропотливо, точными прикосновениями пера: точки, штрихи, пятна… Перед нами возникает пейзаж, «выстраивается» храм, «вырастает» дерево.
В мастерской художника стоят готовые для работы, натянутые на подрамники загрунтованные холсты – белые лебеди, затаившиеся перед плаваньем на волнах творчества. Виктор Христанов рассказал, что в старинной книге нашел состав грунтовок из естественных, натуральных материалов: мед, рыбий жир, яйцо. Все нужно в определенных пропорциях смешать. Делает он две проклейки и две грунтовки. Смысл в постепенном переходе от клея к маслу. В грунтовку входит льняное масло. Краски не жухнут, впитываются ровно столько, чтобы не терять глянец. Получается хорошая живопись, не надо потом покрывать картины лаком. В мастерской художника есть даже станок для изготовления рам. Все предусмотрел деятельный человек.
Виктор Алексеевич прекрасный рассказчик, речь его образная, рассказывая о поездках на этюды, вспоминает встречи с людьми из российской глубинки. Порой эти люди, наблюдая за его работой непроизвольно «подсказывали» названия картин. Так родилось название полотен: «Сычихин дом», «Хозяин в городе».
К Виктору Христанову тянутся люди, чувствуя его доброжелательность и интерес к ним. Рассказывая об этих встречах, он находит добрые слова, независимо от того бабушка ли это из заброшенной деревни или антверпенский профессор.
У меня же в жизни еще одно везение: знакомство с еще одним талантливым человеком и его творчеством.
Все мы знаем великих «дилетантов» «Могучей кучки»: химика А. Бородина, инженер - генерала Ц. Кюи и моряка Н. Римского –Корсакова. И вот еще один «дилетант»: строитель- художник Виктор Христанов! Но какой талант! Какое трудолюбие, без которого талант - ничто! Какая самоотдача творчеству! Кроме того, по-мужски деловой подход. Художник говорит: «Картины должны работать». И одна выставка следует за другой!
Очередная выставка В. Христанова, названная поэтической строкой
Ю. Грозовского, «Посмотри вокруг» проходит в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» с 18 сентября по 18 октября 2004 г. Представлено около 50 картин и в каждой художник дарит нам красоту. Все его живописные полотна пейзажи и натюрморты - очей очарование.
2004 г.
© Copyright: Ирина Юлина, 2013
Свидетельство о публикации №213092300004